По эволюции развития существует три шага:
Шаг 1. Принуждение
Шаг 2. Стимулирование
Шаг 3. Прямая мотивация
Принуждение - моральное, экономическое (премии, бонусы, штрафы и т.п.) и физическое принуждение. В общем смотрим на наши команды в ИТ и понимаем. Мы здесь! Здраствуй принуждение :)
Кстати, яркий пример шага 1 это командно-административная, карьерная и бюракратическая машина. Если в вашей организации есть карьерная лестница, бонусы и т.п. - вы на шаге 1.
Нас всю жизнь учат этому способу работы. Паутина подчинения проявляется во всём: учёба, семья, институт и т.п. создают и культивируют в нас "подчинение". И потом удивляемся, почему бывшие рабы становясь начальниками используют этот вариант с большим усердием.
Кстати, В.И.Ленин знал только такой способ мотивации работников: записка В. И. Ленина: «…а Ильина… и весь фабком этого завода… и весь состав комячейки… объявляем виновниками… и объявляем строгий выговор и общественное порицание, с предупреждением, что только на первый раз так мягко караем, а впредь будем сажать за это профсоюзную и коммунистическую сволочь (суд, пожалуй, помягче выразится) в тюрьму беспощадно» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 54.)
Стимулирование - когда мы обеспечиваем достаточный уровень мат.потребностей, создаём независимость работников от эконом. характеристик его бытия. Некоторые продвинутые команды разработчиков, да и вообще в России робко говорят и смотрят в эту область мотивации. Жаль, что многие менеджеры, тим лиды (специально не обученные) и бывшие программисты только используют шаг 1. И просто не понимают, как передвинуться к шагу 2.
Для меня этот уровень тяжело пока определить. В переходе между шагом 2 и шагом 3 появляются Формулировка миссии организации, видения (образа ее будущего), декларации ценностей, кредо, этические кодексы, использование корпоративных историй и мифов, разработка идеологии социально-ответственного маркетинга и управления т. п., призваны наполнить смыслом деятельность людей в организации.
Прямая мотивация - удовлетворенность содержанием, процессом и смыслом, значимостью труда (Р. Шпренгеру). Когда создаётся вовлечение участников разработки в процесс, в коллективное творчество.
Этот шаг и создаётся Agile-коучером.
К чему, я это написал. Да убеждаю себя купить книгу.
суббота, 20 декабря 2008 г.
Мотивация в три шага
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий