пятница, 5 декабря 2008 г.

Всегда ли прав клиент?

Часто звучит лозунг "клиент всегда прав!". Но насколько эффективен такой лозунг? Позволит этот лозунг писать качественный код и гордиться массовостью использования хорошего решения?

Давайте взглянем подробнее. Когда кто-то "прав", то кто-то значить "не-прав". Если прав клиент, то не права команда разработки. Но кто же создает продукт? Конечно же команда разработке. А в голове этой команды своя "правота", которая отличается от "правоты" клиета, а по сути является "не-правотой" клиента. Стаёт вопрос ребром - насколько я качественно сделаю продукт, если я считаю одно, а должен делать другое? Создаётся шизофреническая ситуация: думаю одно (истинное я), говорю второе (ну раз заказчик всегда прав - то буду говорить его же словами), а делаю третье. Что же такое третье? Симбиоз. Сибиоз, который готов взорваться. Некая субстанция, которая насильно скована контрактными обязательствами и деньгами. Проект может быть будет сделан. Но вы будете гордиться таким проектом? Будет ли каждый день работы приносить удовольствие от работы над ним? Я бы не стал так работать - жизнь одна, чтобы её портить на такую мелочную постановку задачи.

Но что же будет взамен "правоты". А взамен будет "партнёрство", в котором клиент и разработка суть партнёры. Партнёры, которые делают один проект, которые заинтересованы в его успехе. "Правота" вызывает механизм соподчинения я начальник - ты дурак. "Партнёрство" - это творчество равных. А если мы равны и мнение каждого важно, как своё. И мы руководствуемся продвижением продукта за счёт наших совместных усилий. То... Наступает сказка. Команда вовлекается в проект, клиент получает хороший продукт, пользователи летают на седьмом небе от счастья. Наступает мир и любовь! :)

Вывод: В общем для меня критерий "правоты" это неверный критерий. И вообще зло. И в этом я на 100% прав :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий