понедельник, 25 мая 2009 г.

Эволюция культуры команды - ретроспектива

Как я отличаю аджайл команду от не-аджайл? По наличию одной лишь практики - "Ретроспектива". Мне не достаточно сказать - у нас есть она. Я должен увидеть как происходит это таинство. У меня в загашнике есть ряд критериев по которым определяю качество "ретроспективы". Может быть когда-нибудь напишу :)

Сегодня хотел чуток о другом. Я просто несказанно рад, что Дмитрий у себя на блоге описал эту штучку (ссылка). И этот пост воодушевил закончить находящийся в черновике пост про ретроспективу. Асхат подхватил эстафету про ретро. Рекомендую зайти - ссылка.

Продолжать чтение моего поста нужно после чтения поста Дмитрия.

Я привык использовать облегчённый вариант ретроспективы. Я за упрощение во всем её многообразии. Мои ретроспективы просты по структуре
1. ХОРОШО
2. УЛУЧШИТЬ
3. ИДЕИ

Народ интересуется, почему же есть пункты "Хорошо", "Улучшить" и "Идеи", но нет "Плохо" ) Весь сыр бор вокруг пункта 2. Он показывать отличие в психологии проведения ретроспективы. Готовы ли на свершения (которые оформляются Action-планом, который я забыл упомянуть), или просто "вздыхатели" :)

Для русского менталитета пункт 2 должен быть "ПЛОХО". Для европейского - "УЛУЧШИТЬ".

Разница грандиозна. Во-первых, описать "ПЛОХО" нужно 1 мозго-силу. Констатируем факт и мы в шоколаде. Для описания "УЛУЧШИТЬ" нужно 2 мозго-силы. Первая для описания "плохой" ситуации, а вторая мозго-сила для предложения пути как исправить. Вот и получается пункт "УЛУЧШИТЬ" это посложнее, чем "ПЛОХО.

Во-вторых, "ПЛОХО" характеризует натуру, которая больше любит жаловаться, а не решать проблемы. "УЛУЧШАЮТ" в эффективных коллективах, когда идентифицируют неэффективное поведение, ситуацию и ставят задачи по улучшению. Игра слов. Но все же обращу внимания: жалуются - решают, проблемы - задачи. Можете подумать на досуге к какому поведению приводят две эти стратегии, если ими руководствоваться по жизни.

В общем народ можно разбить на две большие группы по этому критерию. Первая - кто ищет оправдания (для них в ретро нужен пункт ПЛОХО) и другая группа, кто ищет возможности (для этих нужен пункт УЛУЧШИТЬ).

А если получается много "УЛУЧШИТЬ" и улучшения достигаются. Это развивает команду. Команда за счёт "УЛУЧШЕНИЙ" изменяется, изменяется её культура.

И последнее, проведение ретроспективы это формализованная обратная связь на событие. В аджайл принято давать фидбэк раз в итерацию. Можно пойти дальше и это приносит грандиозный успех. Попробуйте проводить ретроспективу после:
- любого митинга
- во время конфликта
- после обсуждений
- после любой презентации
- после тренинга, и даже после каждого дня тренинга
- после встречи с заказчиком
- когда вы сделали что-то значимое, как способ поделиться
и много других

2 комментария:

  1. А что, если я понимаю, что плохо, но не знаю, как улучшать? Думал, но не придумал ничего? Молчать? А если бы коллективно мы что-то все таки придумали?
    В общем, психологический прием занятный, но у него есть и тёмная сторона :)

    ОтветитьУдалить
  2. 1. если ничего не придумывается - значить это наилучший вариант :)

    2. достаточно озвучить - ретроспектива это коллективное творчество.

    3. если совсем сложно и трудно, то используется после ретроспективы практика "мозгового штурма"

    4. очень абстрактный вопрос, дистанционно не занимаюсь лечением :)

    ОтветитьУдалить