Странно видеть на форумах воинствующих проповедников анти-Agile движения. Выкрики, скажем хором нет Agile вызывают только улыбку. Но напор анти-аджайлистов не убывает и со временем разрастается, подкрепившись страшными аббревиатурами PMI, PMBOK и другими. Но так ли Agile хорошо, чтобы такие вещи ему противопоставлять, а может быть Agile нету?
Оказывается ответ на этот вопрос давным давно скрывается в источниках по управлению персоналом, теории организации и менеджменте. Оказывается продвинутый народ в областях не связанных с программированием ещё в 70-х годах, а может даже и раньше, стали задумываться о проблеме повышения эффективности работы производственных отделов, а особенно связанных с интеллектуальным трудом.
Учённые оксфорда, кэмбриджа, американских, европейских и кучи других институтов бились, как сделать так, чтобы бизнес работал эффективней. И о чудо! Взору учёных предстал тот самый человеческий фактор. И люди науки, народ кстати не глупый, сообразили, что нужно повернуться к человеку лицом. А чтобы дело пошло нужно сделать эффективным не производство, а сделать эффективной команду. А команда сама уже сделать производство эффективным.
И взрыв произошёл. Takeuchi, Hirotaka; Nonaka, Ikujiro (January-February 1986). "The New New Product Development Game" обобщили понятие эффективной команды. Команда тогда эффективна, когда она самоорганизуется. А дальше и наука и практика показали, что эти догадки были верны...
Поэтому осталось дело за малым дать какое-то хорошее определение и уже плясать от него. Командой называют небольшое количество человек (чаще всего пять - семь, реже до 15-20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности, имеют взаимодополняющие навыки; принимают на себя ответственность за конечные результаты, способны изменять функционально-ролевую соотнесенность (исполнять любые внутригрупповые роли); имеют взаимоопределяющую принад-лежность свою и партнеров к данной общности (группе).
Вот и свойства эффективной командой (доказано формально и научно, а так же подтверждено практическими фактами):
* Неформальная и открытая атмосфера;
* Задача хорошо понята и принимается;
* Члены группы прислушиваются друг к другу;
* В обсуждении принципиальных вопросов участвуют все члены группы;
* В ходе обсуждения поощряется как высказывание идей, так и выражение чувств;
* Конфликты и разногласия между членами группы цен-трируются вокруг идей и методов, а не личностей;
* Группа осознает, что делает, решение основывается на согласии, а не на голосовании большинства
Вопрос к вам: насколько ваша команда эффективна?
Да, хочется добавить. Вернёмся чуток раньше. А ведь уже в 1968 году D.Cartwright и A.Zander говорили, что : "Группа – это объединение индивидов, поддерживающих взаимоотношения, которые делают их взаимозависимыми, и стремящихся к общей цели". Опять вокруг да около :)
Теперь уже понятно. Решение наших проблем найдено. Но как сделать эту команду? Определение есть, признаки эффективной команды тоже написаны. Но крайне не понятно чего делать то? Как организовываться так, чтобы всё заработало. Можно поступить просто отдать на откуп команде. И пусть команда сама изобретёт те практики, которые приведут её к эффективности. Но постойте, команда будет изобретать то, что уже давно изобретено. А давайте всего лишь обратимся к мировому опыту. К мировым коллекциям лучших практик, которые уже проверены тысячами команд и не одним десятилетием. Просто обратимся к Agile...
вторник, 30 сентября 2008 г.
Есть ли Agile?
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Согласен за исключение того, что меня не удивляют люди выступающие против или безразличные к agile. Интересную оценку дал Мартин Фаулер в интервью infoq (http://www.infoq.com/news/2008/09/fowler-scrum-interview), сказав что для массового принятия ООП понадобилось целых 40 лет несмотря на его техническую ориентированность, поэтому ждать agile в массы в ближайшее время точно не придется.
ОтветитьУдалитьДа, картина высокоэффективной команды ясна. Можно спорить насчёт мелочей, но в целом каждый фактор достаточно объективен.
ОтветитьУдалитьВсегда придерживался мнения, что результат определяется людьми а не процессами. Поэтому самоорганизация, ответственность, мотивация, доверие и взаимовыручка в команде - вот составляющие эффективности.
Остаётся одна проблема - как вырастить такую команду. Как подобрать людей, какие условия создать. Рекомендации на эту тему имеются, но чёткой развёрнутой теории я не встречал.