суббота, 11 апреля 2009 г.

Эмоциональный интеллект

Уже сложно найти сайт и специалиста в области менеджмента, которые не говорят о важностях эмоционального интеллекта применительно к проектной деятельности. Я спрашиваю их - а делать то чего? Разводят руками или начинают говорить о красивых абстракциях и грандиозных результатах. Но я опять не понимаю. Тогда говорят, это сложный вопрос, а тебе стоит найди правильного человека для своей команды, он чувствует это всё. А другие советуют почитать Кови или книгу о сабже, после этого ты и поймешь.

Мне кажется можно организовать все проще. Основная идея - потенциал команды складывается из ментальных и эмоциональных усилий команды. IQ + EQ. Если с IQ понятно, то вот как прокачивать EQ?

Предлагаю простую практику, которая начнёт прокачивать ваш эмоциональный интеллект и интеллект вашей команды. Эта практика послужит мощным толчком в построение истинных командных отношений.

Исходные материалы для развития эмоционального интеллекта:



Делаем простой уголок, который потом будем ставить себе на стол. C одного листа А4 вырезается 5-6 полосок, таким образом получаем 5-6 уголоков с листа.



И в итоге получаем тренажёр для эмоционального интеллекта:



Вот и инструмент готов.

Как это работает? Перед тем как что-то делать, вы садитесь и чувство-думаете:
Я ЧУВСТВУЮ ________, ПОТОМУ ЧТО __________

Чувства: РАДОСТЬ, ГРУСТЬ, СТРАХ, РАЗДРАЖЕНИЕ. Других недопустимо. Важно объяснить себе, почему я это чувствую. Важно называть минимум 2 чувства. В "ПОТОМУ ЧТО" немного напрягшись нахожу причину своего чувства. Понимая причину, я повышаю осведомленность. Ибо только зрелые личности испытывают чувства и осознают причины их побудившие. Таким образом мы повышаем осведомленность как на уровне EQ, так и IQ. А дальше либо миримся с причинами, то есть забиваем на свою осведомленность, либо решаем возникшую проблему :)

Теперь о правилах. Они простые, как всё эффективное и работающее:

1. Перед каждой активностью говорить себе "Я чувствую..."
2. Минимум 2 чувства
3. Ставить уголки на стол, чтобы другие видели
4. Если кто-то интересуется "почему" - отвечать честно.
5. Запрещено врать и убирать под давлением.

Дополнительно
* Активность - это когда я сел покодить, либо когда я на совещание (с собой прихватил уголки и выставляешь во время совещания свой эмоциональный статус).
* Иногда можно не отвечать "почему" выставил уголок, но помните но это не способствует развитию

Я не буду раскрывать преимущества этого подхода, а только перечислю ключевые слова на что влияет практика, а вы и сами догадаетесь почему: мотивация, построение команды, эффективность, управление знаниями, командных подход, развитие эмоционального интеллекта, построения видения, улучшение процессов и др.

Жду ваших отзывов о внедрение :)

Об этих и других практиках развития эмоционального интеллекта слушайте в подкасте Agile Study Group: ссылка сообщества Study Group.

PS. Практика называется "Вход" (Check-in). То есть я ментально и эмоционально вхожу в работу.

PS2. Alexander Lipatov: У меня в аське частенько раньше спрашивали что-то вроде Как дела? Как настроение? :) Я теперь отвечаю: я чувствую радость, что на улице хорошая погода и чувствую раздражение, потому, что на работе много мелких дел, которые никак не хотят заканчиваться

4 комментария:

  1. Денис, привет!

    Прочитал твой пост. Не буду комментировать что и почему, так как видел своими глазами, как это работает... Интересно будет послушать, что скажут остальные.

    Единственное, что хотелось узнать, после того, как я посмотрел твое расписание встреч в рамках Study Group, как ты все это успеваешь? Предлагаю ответить на этот вопрос в рамках паттерна Я ЧУВСТВУЮ ________, ПОТОМУ ЧТО __________ :)

    С наилучшими пожеланиями,
    Олег Сахаров

    ОтветитьУдалить
  2. Качественные уголки. Надо попробовать.

    Правда первое что приходит на ум - это то что люди не поймут, осмеют и тому подобные мысли. Но второе - не надо принимать решения за людей, мы просто можем дать им информацию, а что они будут делать с ней, пусть решают сами. А очень часто - мы решаем за людей как они отреагируют. Этим мы отличаемся от детей: дети сначала дают нам информацию, а потом смотрят на то как мы реагируем. И возможно, наше отношение к распространению информации складывается в детстве - поэтому надо главное, не думать (в правильном смысле этого слова) о том как люди отреагируют на информацию, а просто поделится с ними, и если она действительно ценная, то возможно вы обретете как минимум приятного собеседника.

    ОтветитьУдалить
  3. интересно, это только я такой ущербный, что на работе не припомню за собой ощущения страха и грусти (подскажите, с чего бы им вообще взяться?), а только радость и раздражение

    ОтветитьУдалить
  4. Копилка вопросов:
    1) про групповую динамику расскрыть
    2) про себя копнуть
    3) про заразиться раскрыть :)

    [12:04:45 PM] Nazarenko Sergey говорит: там было что не ответить на вопрос об эмоциях можно, но не будет развития, если не путаю.
    [12:04:55 PM] Nazarenko Sergey говорит: это развития в плане куда?
    [1:33:00 PM] Denis Miller (Sfera) говорит: равитие в плане командной динамики
    [1:33:32 PM] Denis Miller (Sfera) говорит: конечно знать твои чувства хорошо - но бесполезно
    единственное я могу ими или заразиться или ещё чего. важно разбираться с причиной.
    [1:33:45 PM] Denis Miller (Sfera) говорит: кстати, если я заразился - то уже нужно знать две причины :)
    [2:40:45 PM] Nazarenko Sergey говорит: я пока вижу эту практику как возможность себя копнуть, попробую завтра.

    ОтветитьУдалить